Проблемно-ориентированный анализ педагога – психолога
Проблемно-ориентированный анализ педагога – психолога
Деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с годовым планом деятельности, с учётом поставленных задач на 2013-2014 учебный год
Целью работы педагога-психолога являлось психоло-педагогическое сопровождение учащихся и раскрытие их индивидуального потенциала, создание позитивной мотивации к обучению.
Для реализации поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащиеся, кл. руководители, родители (лица их заменяющие)
Работа психолога строилась по следующим направлениям:
- Психодиагностическое направление
- Коррекционно-развивающие направление
- Психологическое консультирование
- IV.Просветительско-профилактическое направление
- Организационно-методическое направление
Задачи |
Направление |
Формы реализации |
Результат |
Обеспечить благоприятный период адаптации учащихся первых классов
|
Психодиагностическое направление
|
В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году с учащимися проводились следующие диагностики Стартовая диагностика 1- классов Цель: определение уровня гоовности детей к школьному обучению Используемые методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», « Образец и правило», «Первая буква», отношение к школе «Домики», анкетирование родителей, кл. руководителей. |
Выявлена группа учащихся испытывающих трудности в обучении, общении, в усвоении школьных правил. В целях предупреждение и преодоление дезадаптации были организованны занятия с учащимися 1-х классов. |
Корррекционно-развивающие направление
|
Проведены занятия с учащимися 1-х классов 28 занятий по программе «Тропинка к своему Я» |
После проведённых занятий и проведённой повторной диагностики были выявлены только 3 учащихся с которыми в индивидуальном плане будет проводиться работа в следующем году. |
|
Психологическое консультирование |
|
Индивидуальные консультации с родителями, |
|
Просветительско-профилактическое направление |
|
Даны рекомендации родителям, как правильно организовать режим дня школьника, ......... Проведены только индивидуальные консультации с родителями 1-х классов. |
|
Консультативное направление |
|
В течение года были проведены консультации с родителями- 43 (чаще обращались Прокопьева А.С., Даньков ,Скуратова) |
|
Создание благоприятного психологического климата для всех учащихся. |
Психодиагностическое направление
|
Цель: определение уровня школьной мотивации для корректировки.
|
По полученным результатам можно сказать, что хорошая мотивация прослеживается во 2 А классе (76 %) и 3 классе (77 %), хотя в данных классах наблюдаются и обучающиеся с низкой адаптацией (9%, 4%). По полученным результатам во 2 Б классе и 4 классе прослеживаются обучающиеся с низким и негативным уровнем к обучению. По результатам полученных данных была организованна групповая работа с обучающимися по повышению уровня мотивации к школе. |
Корррекционно-развивающие направление
|
Групповые занятия по повышению уровня мотивации у младших школьников.
|
Для сравнительного анализа в мае была проведена повторная диагностика После проведения групповых занятий с обучающимися с низкой мотивацией после повторной диагностики были полученные результаты, по которым можно сказать, что повысился уровень мотивации 2 Б и 4 классах, хотя ещё имеются и обучающиеся с негативной мотивацией. С ними будет организована индивидуальная консультация. |
|
Психологическое консультирование |
Рекомендации родителям и кл. руководителям. |
||
Просветительско-профилактическое направление |
|
Умение каждому ребенка осознать себя часть школьного коллектива, оптимизировать межличностные отношения в классах, привитие навыков и способов общения. |
|
Психодиагностическое направление. Организационно-методическое направление. |
|
Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации. |
|
Просветительско-профилактическое направление |
Индивидуальные консультации с родителями. |
Даны рекомендации родителям для снятия тревожности. |
|
Обеспечить психолого- педагогическое сопровождение учащихся. |
Психодиагностическое направление
|
Цель: получить первичную информацию о направленности интересов учащихся для организации внеурочной и кружковой деятельности во2-4 классах |
Даны рекомендации родителям и кл. руководителям для успешной организации внеурочной деятельности учащихся. |
Цель: изучение психологических ситуаций, для определения уровня зрелости личностной-мотивациооной, интеллектуальной. |
При анализе явно просматривалась повышенная и высокая тревожность. Был составлен список детей для проведения психолого-педагогической коррекции |
||
Корррекционно-развивающие направление |
Комплекс занятий по снятию тревожности, повышения мотивации к обучению «Познай себя» |
Эмоциональное состояние значительно улучшилось. |
|
Психодиагностическое направление
|
|
С средним уровнем воспитанности по школе выявлено 2 обучающихся, кл. руководители с результатами ознакомлены. |
|
Цель: выявление детей группы риска по признакам: агрессивности, тревожности. Использовались диагностики: Тест школьной тревожности Филипса. Агрессивное поведение. Ильин Е.П., Ковалёв П.А. |
С выявленной группой учащихся были проведены групповые занятия по коррекции поведения. Даны рекомендации родителям и кл. руководителям. |
||
Корррекционно-развивающие направление |
Подгрупповая психокоррекционная работа с дезадаптированными учащимися по результатам диагностик, по запросу кл. руководителей. |
Занятия проведены не в полном объёме. |
|
Выявление и устранение фактов, негативно влияющих на развитие учащихся. |
Психодиагностическое направление |
|
Определены отношение учащихся к здоровому образу жизни. |
Профилактическая работа по предупреждению конфликтных ситуаций между учащимися классов. |
Психодиагностическое направление |
|
Выявление внутригрупповых отношений, для сплочения классного коллектива. |
Отслеживание уровня развития и обучения учащихся в рамках ФГОС |
Психодиагностическое направление |
|
Данный вид работы организовать со всеми учащимися со 2-4 кл., 1 кл. конец года. |
Организационно-методическое направление |
|
Классификация методик. |
|
Вооружить всех участников образовательного процесса психолого-педагогическими знаниями по вопросам воспитания, обучения и развития. |
Коррекционно-развивающее направление |
|
Формирование общеучебных умений и способностей, личностных качеств, которые необходимы для формирования УУД. |
Просветительско-профилактическое направление |
«Учусь говорить нет» (2-4 кл.) « Цветные капельки» (1 кл.) Беседа «Наши друзья полезные привычки» (1-4 кл.) |
Выставка рисунков «Полезные привычки – ДА !» |
|
|
Составление планов индивидуальных по коррекции отношений родителей и детей. |
||
|
Знакомство с результатами диагностики мотивации. Какие виды мотивации существую. Как повысить мотивацию учащихся. |
||
|
Рассказать родителям о влиянии внутрисемейных отношений на психологическое здоровье детей. На занижение самооценки, эмоц. напряжение, тревожность детей, как влияют родители и каковы последствия. |
||
|
Знакомство родителей с мотивами к учёбе. Создание правил помогающих в успешном учении. |
Вывод: В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Поставленные задачи выполнены не в полном объёме. За этот год пополнилась методическая копилка, приобретена аудиодиски с музыкой для релаксации. Из-за отсутствия отдельного кабинета психолога затруднены проведения индивидуальных занятий, индивидуальных консультаций с родителями.
Перспективы работы на следующий учебный год.
- 1.По диагностическому направлению:
Откорректировать базу диагностических методик по сформированности УУД.
Использовать диагностическое направление как вспомогательное для дальнейшей большей эффективности в работе.
- 2.По консультированию:
Повышать свою квалификацию и профессионализм в этом направлении.
Осуществлять работу как с детьми и родителями, так и с учителями.
- 3.По коррекционно-развивающему направлению:
Повышать мотивацию к учению детей
Развивать интеллект детей, как одно из звеньев успешного развития школьников, фактор стимулирующий высокую учебную мотивацию;
Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 классов.
- 4.По просветительскому и профилактическому направлениям:
Обеспечивать всех участников педагогического процесса психологическими знаниями, позволяющими повышать психологическую грамотность.
Продумать тематику родительских собраний, классных часов, которые были бы интересны и актуальны как детям, так и родителям